Принимая во внимание структуру участников отрасли (91 % микропредприятий), а также структуру отраслевой выручки (вклад микропредприятий - 21 %) предлагаемая система мероприятий предполагает дифференциацию мер для различных категорий предприятий в зависимости от их оценочного вклада в динамику отраслевого показателя ПТ, учитывая в том числе стоимость и трудоемкость реализации мероприятий
Адресная поддержка, включающая реализацию проектов по повышению ПТ на предприятиях. Реализацию проектов планируется осуществлять силами ФЦК и РЦК. Данные меры направлены на поддержку крупных и средних предприятий в направлении деятельности 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды», 36.0 «Забор, очистка и распределение воды», 37.0 «Сбор и обработка сточных вод», 38.11 «Сбор неопасных отходов» и 81.10 «Комплексное обслуживание помещений», деятельность которых вносит существенное влияние на отраслевой показатель ПТ.
Мероприятия, реализуемые в рамках проектов адресной поддержки, направлены на управление затратами (выявление и оптимизация процессов, с высокой долей в структуре затрат предприятий и которые существенно отличаются от аналогичных у предприятий-лидеров отрасли), управление загрузкой (оптимизация загрузки оборудования и задействованного персонала), развитие кадрового потенциала (выявление и оптимизация процессов где используется избыточное количество персонала с низкой квалификацией, и которые могут быть механизированы, автоматизированы но потребуют использование персонала с более высокой квалификацией, интернета вещей и т.д.)), а также цифровизацию деятельности (оценка степени цифровизации процессов как технологических так и офисных процессов, которые в значительной степени могут быть улучшены методом использования современного программного обеспечения. искусственного интеллекта
В качестве участников адресной поддержки отбираются Предприятия из категорий «крупные» и «средние», имеющие уровень производительности труда ниже среднего по отрасли и в своей категории, но при этом имеющие весомый вклад в отраслевое значение ПТ, обладающие достаточным уровнем производственной системы и компетентным персоналом.
В рамках реализации адресных мер в период реализации программы планируется реализация проектов на 341 Предприятиях, 241 из которых реализуется силами ФЦК и РЦК и 100 силами – ОЦК.
Основная концентрация проектов сосредоточена в регионах с высокой плотностью населения Москве и Московской области, Санкт Петербурге и Ленинградской области и Краснодарском крае.
Оценочное влияние мероприятий адресной поддержки на отраслевой показатель ПТ составляет 2,6-4,3%.
Для достижения полного целевого показателя необходимо расширить охват программы, усилить фокус на крупных предприятиях в сегментах с низкой ПТ, внедрить системные отраслевые меры, влияющие на все предприятия отрасли.
Массовое тиражирование готовых коробочных решений, направленное на повышение показателя ПТ в сегменте участников отрасли – «средние», «малые» и «микропредприятия».
Реализация мероприятий в данных сегментах отрасли будет осуществляться силами ОЦК. Данные меры направлены на поддержку предприятий всех направлений деятельности.
В рамках данного решения предполагается реализация использование результатов проектов на 100 модельных Предприятиях в целях сбора, анализа лучших практик и формирования коробочных решений, их последующего массового тиражирования на остальных предприятиях-участниках отрасли. Разработанные коробочные решения преимущественно будут направлены на мероприятия, связанные с управлением затратами, централизацией и управлением загрузкой предприятий, их цифровизацией.
Кроме того, планируется разработать 170 оптимизированный стандарт выполнения работ (типовых операционных процедур) для последующего массового тиражирования среди отраслевых участников.
Оценочное влияние на отраслевой показатель ПТ составляет 3,6 %
Системные мероприятия, оказывающие влияние на показатель ПТ предприятий всех участников отрасли ЖКХ.
В рамках разработки и внедрения системных мер предполагается реализация мероприятий по следующим направлениям:
устранение административных барьеров, препятствующих модернизации коммунальной инфраструктуры;
снижение финансовой нагрузки на управляющие компании при внедрении энергосберегающих технологий;
введение дифференцированных тарифов для стимулирования ответственного потребления ресурсов;
расширение перечня допустимых форм коммерческого использования общедомовых пространств.
внедрение дополнительных платных услуг (умный дом, консьерж-сервис, телеметрия);
развитие страхования жилья и коммунальной инфраструктуры;
создание энергосервисных контрактов (ESCO) и концессионных механизмов.
пересборка отраслевой модели подготовки кадров с включением в нее программ обучения стандартам операционных процедур и принципам бережливого производства;
переподготовка и повышение квалификации персонала в области планирования и управления ресурсами, цифровых технологий и энергоэффективности.
упрощение процессов отбора поставщиков, включения в обязательные реестры управляющих организаций и поставщиков коммунальных услуг;
цифровизация сервисов для потребителей на единых платформах (личные кабинеты, автоматизация приема жалоб, онлайн-платежи);
внедрение IoT-решений и систем автоматизированного контроля потребления и управления ресурсами.