ПЕРЕЗАГРУЗКА ЖКХ: ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ

ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ЖКХ

ВАШ ПАРТНЕР В ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИИ И РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Текущее состояние отрасли ЖКХ

Структура отрасли ЖКХ в разрезе ОКВЭД и категорий предприятий

Отраслевая программа повышения производительности труда в отрасли жилищно-коммунального хозяйства на 2025 - 2030 годы (далее - Программа) сформирована в соответствии с Методическими рекомендациями МР-08-2025 «Порядок формирования паспорта отраслевой программы повышения производительности труда для базовых несырьевых отраслей экономики на 2025 — 2030 годы (временный)» (редакция № 1), утвержденными Автономной некоммерческой организацией «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» 14 марта 2025 г.

При разработке Программы не учитывались крупнейшие предприятия отрасли, в том числе входящие в многоуровневые корпоративные структуры управления и (или) работающие в режиме когенерации выработки тепловой энергии.

1. Текущее состояние отрасли.

1.1. Структура отрасли.

По результатам 2024 года совокупная выручка предприятий отрасли жилищно-коммунальное хозяйство составила более 4460 млрд, рублей.

Наибольший вклад (более 80 %) в объем выручки вносят четыре направления: «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» (33 %), «Производство, передача и распределение пара и горячей воды;

кондиционирование воздуха» (25,8 %), «Забор, очистка и распределение воды» (10,8 %), «Сбор неопасных отходов» (10,6 %).

В состав отрасли входит более 128 тыс. предприятий, которые на 96 % представлены микропредприятиями (более 123 тыс.), 3,2 %, или 4,1 тыс. предприятий, относятся к категории малых, а доля крупных и средних предприятий в общем количестве незначительна и составляет 0,5 % (640 ед.) соответственно (разбивка представлена в таблице 2).

При этом, несмотря на основную долю в отраслевом составе, малые и микропредприятия имеют совокупный вклад в отраслевую выручку 42,1 % (1,88 трлн, рублей), а остальные порядка 58 % (2,57 трлн, рублей) формируются за счет деятельности 640 предприятий, относящихся к категориям «крупные» и «средние».

Численность занятого в отрасли персонала по состоянию на 2024 год составила 2,48 млн. человек. Основная доля их (81 %) работает на предприятиях категорий «крупные» и «средние» (доля занятых в каждой из категорий составляет 61 и 20 % соответственно).

Справочно: Наибольшее число занятых в отрасли сосредоточено на предприятиях направления деятельности «Управление недвижимым имуществом» - 41 % и «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» — 13 %.

Средний отраслевой показатель производительности труда (далее - ПТ) в 2023 году составил 0,995 млн. руб./чел., целевой рост показателя к 2030 году установлен на уровне 115%, что составит 1,14 млн. руб./чел. Для направления «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» текущий уровень производительности труда составляет 1,16 млн. руб./чел. и для данного вида деятельности существует отдельная цель по увеличению ПТ к 2030 году - на 118 %, что в денежном эквиваленте составит 1,36 млн. руб./чел.

При этом, принимая во внимание разброс усредненных значений показателя ПТ в зависимости от направления деятельности и объема выручки предприятий, текущие и целевые показатели ПТ были рассчитаны для каждой категории предприятий.

Наиболее высокий уровень ПТ демонстрируют предприятия направления «Деятельность по благоустройству ландшафта» со средним значением 1,68 млн. руб./чел., предприятия направления «Сбор и обработка сточных вод» являются сектором с наименьшим уровнем ПТ - 0,26 млн. руб./чел.

Следует отметить, что значения показателя ПТ микропредприятий значительно выше, чем у крупных и средних предприятий, в особенности тех, чья деятельность не связана с необходимостью иметь большое количество и стоимость основных активов и не связана обязательствами поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов (работающих под заказ, гибких в политике персонала) (детализированный перечень значений ПТ в зависимости от направлений деятельности и объема выручки представлен в таблице 3).

1.2. Зона «непроизводительных сегментов».

На основании анализа деятельности участников отрасли в аспекте показателя ПТ был сформирован пул низкопроизводительных предприятий, являющихся приоритетными для последующей реализации в рамках предлагаемых мер настоящей программы.

Отбор предприятий для реализации мер поддержки, направленных на повышение ПТ, осуществлялся исходя из следующего:

1) в рамках каждой подкатегории (с учетом направления деятельности и объема выручки предприятия) был рассчитан средний фактический и целевой показатель ПТ на основе вклада в общий уровень ПТ отрасли;

2) в случае, если величина показателя ПТ конкретного предприятия ниже среднего - фактического уровня по категории более чем на 45 %, предприятие отбирается в целевой пул предприятий для последующего участия в проектах поддержки, направленных на повышение производительности труда.

В результате проведенного анализа для проектов адресной поддержки было отобрано 241 предприятие от реализации мероприятий, в которых ожидается прирост ПТ отрасли на уровне 2,6 %.

Адресная поддержка будет реализована ресурсами Федерального Центра Компетенций (далее - ФЦК), Регионального центра компетенций (далее - РЦК) и Отраслевого центра компетенций (далее — ОЦК). Распределение предприятий между центрами компетенций осуществляется исходя из следующего:

1)адресная поддержка ФЦК оказывается крупным и средним предприятиям, объем выручки которых превышает 800 млн. рублей в год (в рамках данных критериев отобрано 120 предприятий)-,

2)адресная поддержка РЦК оказывается средним предприятиям, объем выручки которых также более 800 млн. рублей в год (в рамках данных критериев отобрано 121 предприятие)',

3)проекты силами ОЦК реализуются на предприятиях всех категорий и направлений деятельности, в том числе в целях поиска лучших практик и разработки коробочных решений на основании результатов проектов, реализованных силами ФЦК, РЦК и ОЦК (в рамках данных критериев для реализации проектов силами ОЦК отобрано 100 предприятий).

Исключение: принимая во внимание, количество микропредприятий, их текущий средний уровень ПТ, данная категория не рассматривается в качестве участников адресной поддержки. Кроме того, принимая во внимание масштабы и корпоративные особенности систем управления крупнейшими предприятиями отрасли, а также реализацию ими собственных мероприятий по повышению производительности труда, данная категория не рассматривается в качестве участников адресной поддержки.

1.3. Краткие выводы о состоянии отрасли.

Микропредприятиями являются 96,6 % предприятий - участников отрасли, при этом они генерируют только 19 % отраслевой выручки. Доля крупных и средних предприятий, формирующих 64 % выручки, незначительна - на уровне 0,5 %. 80 % занятых в отрасли трудятся на предприятиях категорий «крупные» и «средние».

Целевой рост отраслевого показателя ПТ к 2030 году составляет 115,8 % (1,14 млн. руб./чел.).

Зону отраслевой «непроизводительности» преимущественно формируют «малые» и «микропредприятия» по всем направлениям деятельности.

Наибольшее значение среднего показателя ПТ имеют предприятия направления «Деятельность по благоустройству ландшафта», чей уровень на текущий момент превышает значение целевого показателя на 69 %, что преимущественно объясняется спецификой деятельности данных предприятий (существенный объем выручки в условиях отсутствия необходимости содержания существенного штата сотрудников и основных средств).

Анализ данных показывает, что общеотраслевой показатель ПТ (0,995 млн. эуб./чел.) формируется неравномерно различными направлениями ОКВЭД:

ОКВЭД

Наименование

Занятость, тыс. чел.

Доля занятых, %

ПТ по ДС (млн. руб./чел.)

Отклоне­ние от среднего, %

Влияние на общий показатель

68.32

Управление недвижимым имуществом

1 021,33

41,1

1,15

+18,6

Ключевое (наибольшая доля занятых)

35.3

Производство пара и горячей воды

325,8

13,1

из

+16,5

Высокое (значительная доля занятых)

36.00

Забор и распределение воды

289,18

11,6

0,92

-5,2

Умеренное (значительная доля занятых)

81.22

Чистка и уборка помещений

228,07

9,2

0,79

-18,6

Негативное (снижает общий показатель)

37.00

Сбор и обработка сточных вод

188,3

7,6

0,26

-73,2

Сильно негативное (критически низкая ПТ)

ОКВЭД

Наименование

Занятость, тыс. чел.

Доля занятых, %

ПТ по ДС (млн. руб./чел.)

Отклоне­ние от среднего, %

Влияние на общий показатель

81.30

Благоустройство ландшафта

37,78

1,5

1.69

+74,2

Ограниченное (малая доля занятых)

Для достижения целевого показателя ПТ (1,14 млн. руб./чел.) с целью сокращения необходимых ресурсов и оптимизации сроков реализации мероприятий отраслевой программы были выбраны приоритетные направления по потенциалу влияния:

1)высокий приоритет: ОКВЭД 68.32 (41,1 % занятых) - даже небольшое повышение ПТ даст существенный вклад в общий показатель;

2)средний приоритет: ОКВЭД 35.3, 36.00 (суммарно - 24,7 % занятых);

3)точечные меры: ОКВЭД 37.00 (критически низкая ПТ - 0,26 млн. руб./чел.).

Дифференциация мероприятий по категориям предприятий:

1) в ОКВЭД 68,32 необходимо фокусироваться на повышении ПТ крупных предприятий (0,59 млн. руб./чел.), которая значительно ниже, чем у микропредприятий (8,47 млн. руб./чел.);

2) в ОКВЭД 35.3 крупные предприятия уже демонстрируют высокую ПТ (2,53 млн. руб./чел.), необходимо поддерживать эффективность и распространять лучшие практики на средние и малые предприятия.

Расчетный потенциал роста:

1)повышение ПТ в ОКВЭД 68.32 с 1,15 до 1,25 млн. руб./чел. даст прирост общеотраслевого показателя на 0,04 млн. руб./чел.;

2)повышение ПТ в ОКВЭД 37.00 с 0,26 млн. до 0,5 млн. руб./чел. даст прирост общеотраслевого показателя на 0,02 млн. руб./чел.;

3)комбинированный эффект от целенаправленных мер по всем направлениям обеспечит достижение целевого показателя 1,12 млн. руб./чел. к 2030 году.

Для достижения целевого показателя необходимо учитывать как структуру занятости по ОКВЭД, так и распределение предприятий по категориям внутри каждого направления, применяя дифференцированные меры поддержки.